В Приморье продолжается работа по сокращению количества государственных проверок бизнеса. Для этого краевые и федеральные надзорные ведомства внедряют чек-листы, которые позволяют предпринимателям заранее подготовиться к визиту проверяющего. Подробнее об этом и других мерах, которые позволили сократить административное давление на бизнес, руководителям предприятий рассказали на встрече в краевой Администрации 12 февраля.
По словам заместителя директора департамента экономики и развития предпринимательства Приморского края Сергея Дмитриенко, чек-листы уже используются по 14 видам надзорной деятельности: в сфере организации азартных игр в игорной зоне «Приморье», государственного экологического надзора, в области долевого строительства, ветеринарного надзора, лицензирования деятельности управляющих организаций в сфере ЖКХ, тарифного регулирования, в области розничной продажи алкогольной продукции, охраны объектов культурного наследия и других направлениях. Он напомнил, что чек-листы – это список вопросов, в строгом соответствии с которым контрольно-надзорные ведомства обязаны проводить проверки. Такой формат позволяет определить, соблюдает ли предприниматель в своей работе требования законодательства, а также избежать предъявления излишних требований.
«Если вы видите себя в плане проверок, то можно зайти на сайт контролирующего органа, скачать чек-лист и самостоятельно проверить себя, выявить недочеты и до прихода проверяющего их устранить. Помимо этого, на сайтах всех контролирующих органов есть контакты специалистов, которые могут проконсультировать бизнес о том, как будет проводится проверка, разъяснить требования. Все это позволяет предпринимателям качественно подготовиться и таким образом избежать штрафов и других административных наказаний», – пояснил Сергей Дмитриенко.
За тем, чтобы контролирующие органы не превышали свои полномочия и не посещали предпринимателей без повода, следят в прокуратуре Приморского края. Ведомство ежегодно формирует и публикует на своем сайте единый перечень плановых проверок, в которых участвуют все надзорные органы. В этом году этот список удалось сократить вдвое.
«На этапе формирования сводного плана проверок из запланированных органами контроля 5 470 проверок нами не было включено 2 444 проверки. Типичными нарушениями при формировании плана со стороны органов контроля являются несоблюдение периодичности проведения проверок, отсутствие оснований для включения в перечень субъектов малого предпринимательства, а также отсутствие согласования с Министерством развития Дальнего Востока РФ в случае, если речь идет о проверках резидентов территорий опережающего развития или Свободного порта Владивосток», – рассказала прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики и экологии прокуратуры Приморского края Евгения Смирнова.
Существенное сокращение выездных камеральных проверок предпринимателей отметили и в Управлении Федеральной налоговой службы по Приморскому краю: если в 2016 году их было проведено 288, то в 2018 году почти в два раза меньше – 162. Роспотребнадзор тоже в прошлом году сократил число внеплановых проверок предпринимателей на 4%.
В свою очередь, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Приморском крае Марина Шемилина обратила внимание участников встречи на то, что вместе с сокращением количества проверок важно также находить и устранять системные проблемы, которые мешают работе предпринимателей.
«Вы знаете, что если в нормативном акте содержится хотя бы одно трудновыполнимое требование, то значит, при любой проверке предприниматель будет привлечен к ответственности. Если это излишние, чрезмерные требования, то это как раз и есть административное давление. Поэтому совершенствование законодательной базы является важным направлением работы», – добавила она.
Только в прошлом году по инициативе бизнес-омбудсмена Приморья были внесены изменения и уточнения в краевые и федеральные нормативные акты, которые упрощают работу предпринимателей. К примеру, уточнен порядок формирования схемы нестационарных торговых объектов в Приморье. Благодаря этому только во Владивостоке более 400 объектов, среди которых киоски, небольшие торговые павильоны, временные торговые точки, смогли оформить необходимые документы и продолжили работу в соответствии с требованиями закона.
Напомним, что в течение февраля в Администрации Приморского края проходит серия открытых встреч с предпринимателями, на которых представители власти рассказывают о результатах проделанной работы по улучшению инвестиционного климата в регионе. В свою очередь, представители бизнеса сообщают о сложностях и вносят свои предложения о том, как уйти от бюрократии, ускорить различные административные процедуры.
Анастасия Базарнова, bazarnova.as@gmail.com
Фото – Александр Сафронов (Администрация Приморского края)
Источник: официальный сайт Приморской администрации