Специальную программу «Сделано во Владивостоке» представят на XVIII Международном кинофестивале «Меридианы Тихого». Зрителям покажут девять картин, созданных приморскими режиссерами. О том, какие вопросы поднимаются в этих фильмах, и почему их интересно посмотреть, рассказывает программный директор мероприятия Юрий Гончаров.
– Юрий Владимирович, в этом году зрителям предлагают к просмотру программу «Сделано во Владивостоке». Расскажите о ней подробнее, пожалуйста?
– Появление программы «Сделано во Владивостоке» на «Меридианах» в какой-то степени неожиданно даже для организаторов. Почему? Здесь есть большая предыстория. Раньше у нас была программа «Кинопроба», ориентированная именно на приморских режиссеров. Мы показывали молодых, начинающих, еще неумелых и где-то невнятных, снимающих часто с плохим светом и ужасным звуком авторов. Программа существовала, чтобы ребята могли набить руку, не чувствовали себя обделенными вниманием со стороны кинофестиваля, видели, куда можно и нужно идти.
Первое время она пользовалась огромным спросом. Присутствовал хороший такой ажиотаж. Приморские режиссеры присылали много картин. Что-то после показывали на большом экране, что-то не проходило отбор и, как следствие, не становилось частью фестивальной программы.
В 2009-2010 годах мы увидели, что общий уровень начал расти. Люди, у которых часто даже не было специального образования, стали снимать лучше. Тогда придумали программу «Сделано во Владивостоке» – это был следующий качественный этап. Мы ожидали, что будет поступать еще больше картин, но получился прямо противоположный эффект. Работ стало намного меньше.
– У вас есть объяснение этому феномену?
– На самом деле до сих пор сложно назвать одну всеобъемлющую причину, почему это произошло. Кто-то из ребят начал снимать полный метр и отправлял свои работы на «Кинотавр» и другие престижные отечественные и зарубежные фестивали – в мире ведь насчитывается огромное количество подобных мероприятий. Кто-то, кто делал достаточно неплохое кино, решил все забыть и отправился снимать свадьбы. Это их право. Я не осуждаю. Но постепенно все угасло, выгорело, остался лишь пепел. Два года подряд у нас вообще ничего не было. На отбор поступали один-два фильма. Этого, конечно, очень мало, чтобы организовывать целую программу. И мы ничего не показывали.
– Профессиональное сообщество как-то отреагировало на простой?
– Начали поступать жалобы, что мы ничего не делаем для местных кинематографистов. Проводим только какие-то непонятные мастер-классы, на которых маститые люди – действующие операторы, художники, операторы, звукорежиссеры – по сути, ничего не объясняют, только рассказывают смешные истории со съемок. Это неправда, конечно, но нас задело. Мы решили, пусть присылают работы. Мы не будем делать отбор, покажем все, как есть. И снова получили какое-то количество картин для фестиваля.
– Почему вы решили не проводить отбор?
– У фестиваля «Меридианы Тихого» – очень жесткие критерии отбора. Может, если бы они не были столь строгими, мы бы не заняли в российском рейтинге международных кинофестивалей третье место по организации и первое – по программе. А это дорогого стоит.
– Можно как-то охарактеризовать авторов присланных работ? Это опытные кинематографисты или люди, которые только пробуют себя в профессии?
– Среди авторов, которые представили свои работы на программу «Сделано во Владивостоке», присутствуют разные люди. Есть, к примеру, Петр Старостин – он никуда не уходил, его работы многие знают. Но большинство участников – конечно, дебютанты. Молодые ребята, которые хотят снимать кино. Сейчас такое время, что любой человек может позволить себе попробовать сделать фильм. Необязательно иметь крутую камеру, дорогостоящее оборудование. Подчас достаточно телефона. Главное – задумка, хорошая и оригинальная идея, и видение, как можно ее реализовать.
– Какие фильмы заявлены на программу «Сделано во Владивостоке» в этом году?
– В оргкомитет пришли совершенно разные работы. Кто-то прислал то, что принято называть home video – человек поехал в деревню к родственникам и снял это на камеру. Кто-то постарался сделать философскую притчу. Кто-то рассказал про открытие магазина, работающего в формате second hand.
Интересно, что режиссерам, которые прислали работы на фестиваль, тема не особенно важна. На первый план выходят самовыражение и самоутверждение. Через творчество, познание, опыт они ищут ответы на волнующие их вопросы. Показывают свою реальную жизнь К примеру, две девушки, которые открыли магазин second hand и сняли об этом кино. Прекрасная идея, свидетельствующая о гуманности и человечности героинь. Но смотришь и возникает дилемма: что для них важнее – снять фильм про то, что они сделали, или помогать людям, малоимущим гражданам, предлагая доступные товары. Я пока не могу на это ответить.
Отдельно стоит выделить работу Ирины Бахтиной «Любовь к отеческим гробам. Эхо Порт-Артура» – классика документального кино о русских моряках, Бойсмане, событиях в Порт-Артуре. Это историческое полотно, которое становится особенно актуальным в Год памяти и славы, когда мы отмечает 75-летие Великой Победы.
– Можно ли сказать, что программа «Сделано во Владивостоке» имеет особую ценность на фестивале?
– Конечно. Как я и говорил ранее, мы покажем все картины. Для нас важно, чтобы ребята пришли, посмотрели работы друг друга, оценили, обсудили, сделали выводы. Кроме того, каждого, кто присылал заявку, мы приглашали на мастер-классы, которые будут проходить в рамках фестиваля, в том числе с представителями Московской школы нового кино. Приморцы смогут узнать, к примеру, как по-настоящему проводится актерский кастинг.
Программа «Сделано во Владивостоке» – объективная картина того, что происходит сейчас в кинематографическом плане в Приморье. Обыватель, может, посмотрит и скажет, что это отличные фильмы. Авторы – молодцы. На самом деле нам очень интересно узнать реакцию зрителей, проанализировать, чтобы в дальнейшем с этим работать.
Наталья Шолик, sholik_nm@primorsky.ru
Фото – Александр Сафронов (Правительство Приморского края)
Источник: официальный сайт Приморской администрации